Талант или обучение?
Поскольку в стране (и в мире, естественно) идет экономический спад, и без работы остаются многие состоявшиеся профессионалы, в студию, можно сказать, зачастили предложения от студентов, начинающих дизайнеров об стажировке/обучении/работе подмастерьем и так далее. Впрочем, я уже писал об этом ранее, но тогда это был факт удивительный. Сейчас, когда произошло всеобщее кадровое отрезвление, и человеку без опыта не светит найти нормальную работу, вливания "новой крови", хоть и на временный промежуток, уже не воспринимаются эстраординарным событием.
Поскольку я не раз размышлял на эту тему, то пришел к выводу о необходимости неким финальным постом закрыть ее. И тема пришла сама собой: наблюдая за новичками, я всякий раз пытался понять, насколько они перспективны. И острие вопроса: каков баланс между природным талантом дизайнера и тем, что он получается в результате обучения/самообучения/образования/самообразования. Проще говоря: каким должен быть потенциальный дизайнер, чтобы имело смысл (и конечный результат) вкладывать усилия в его обучение.
По-моему мнению, дизайнер все же шире, чем специалист, в чьи обязанности входит гармонично располагать элементы (шрифты, графические решения) на листе компьютерной бумаги. Поэтому базово ему необходимо иметь, как минимум, художественный вкус. Говоря проще - быть немного художником, пусть, не в классическом понимании (с кистями, и красками), а с умением гармонизировать предметы, видеть и чувствовать цвет, сочетания, и т.п.
Я общался с разными хорошими дизайнерами, среди которых - множество неспособных нарисовать портрет или пейзаж. Я думаю, совершенно определенно умение рисовать руками не есть обязательное требование. С другой стороны, были в моей практике и неплохие художники, но совершенно, неспособные к дизайнерской практике. Резюме я бы назвал следующее: перспективен тот, кто в состоянии видеть баланс элементов на странице, кто способен добиваться гармонии между ними, но не за счет тяжелого, долговременного манипулирования ими, а, что говорится, почти "на лету". Если это есть - перспективен; если нет - лучше оставить профессию.
Поэтому, кстати, попытки клиентов самостоятельно разработать логотип или сайт, чаще всего, обречены на провал. Профессиональный дизайнер - специалист селектированный, в смысле выбора из числа кандидатов, далеко не все из которых в состоянии производить достойный продукт. Секретарша в офисе, которая в Corel Draw рисует логотип, в большинстве случаев выдаст "малопотребный" результат именно из-за неспособности чувствовать баланс и гармонию.
Размещать элементы профессионально и выпускать достойную дизайнерскую работу - это первая ступень. Но, на мой взгляд, ее недостаточно: требуется умение каждый раз создавать нечто новое. И это уже свойство творческой личности, далеко не всегда идущее рядом с художественным вкусом.
Поэтому, завершая тему, дам свои градации, которые, собственно, никто не мешает и оспаривать:
Отсутствие художественного вкуса: лучше прощаться с профессией
Наличие только художественного вкуса: дизайнер-верстальщик и не более того.
Наличие художественного вкуса и способность создавать новое, неординарное: прямой путь в дизайнеры. Причем, в очень хорошие дизайнеры.
А остальное - обучение.
Метки: дизайнеры, логотип, профессионализм, работодательное, размышления
марта 24, 2009 20:13
Вот Вы с высоты своего дизайнерского опыта, могли бы мне сказать правильно ли я выбрал свой путь? http://www.free-lance.ru/users/pavluhin
марта 24, 2009 20:30
да. Но главное – не останавливаться.
марта 24, 2009 20:35
Останавливаться в моем случае уже поздно. Цели поставлены, идолы воздвинуты Напротив только начинаю набирать обороты.
Хотя на первых этапах мне говори другое, что мне не нужно заниматься дизайном, даже настойчиво предлагали бросить )) Но я чувствовал что мое и двигался, так что упорство, мне кажется это 90% составляющей успеха )
марта 24, 2009 20:40
У меня в практике был тоже коллега, который с достаточным презрением высказывался о моей идее двигаться в сферу дизайна. Причем презрение выражалось не к профессии, а к его оценке моих потенциальных возможностей. Надо отдать должное, через года два он принес извинения и сказал, что был неправ. Так что состояние начала пути знакомое. А вообще – ориентир развития таков: если через год становится немного стыдно за те работы, что сделаны год назад, значит, прогресс идет. Пусть даже не стыдно, а – острое понимание, что за этот период сделано много шагов вперед и эта же работы была бы выполнена на качественно новом уровне.
марта 24, 2009 20:47
Ну прогресс у меня на лицо, у меня даже папка есть, в ней годы, с 2006 по 2009, работы в фотошопе. Просматриваешь и понимаешь что растешь. И сайты также, с каждым проектом новый уровень. А вообще, критика более опытных людей всегда сбрасывает с небес на землю, но постоянно нужно искать тех, кто выше тебя на голову, тогда и рост будет.
марта 24, 2009 20:52
Кроме критики еще замечательно следить за топовыми работами, ориентироваться на них. Это не значит «обезьянничать», а держать себя в русло и отдавать отчет, что всегда существует некто, кто делает лучше тебя. А также понимать, что ты можешь стать этим лучшим для многих. Хорошо стимулирует.
июля 1, 2009 23:18
Согласна что многие из себя строят мастеров а на самом деле опыт работы нулевой