When the rules change, should you?
Я почти не подписан на электронные рассылки по еmail, и честно говоря, не сильно люблю RSS-feed. В факте подписки есть некая вынужденность дальнейшего получения. Хотя регулярность поступления информации удобна, с этим не поспоришь.
Так вот, среди ограниченного числа рассылок, которые приходят на мой ящик, есть советы и идеи от одного американского маркетолога. Возможно, у кого-то сей факт и вызовет кривую усмешку, но для меня, регулярно работающего с "буржуазией" (как выражается один мой знакомый по отношению к малому предпринимательству) западной, которая, как известно, жестко ориентирована на определенные элементы этикета и ритуала, подобные штрихи часто бывают полезными.
Несколько месяцев назад по данной рассылке я получил письмо, тему которого я тут же занес в черновики блога. When the rules change, should you? - Когда правила меняются, следует ли нам меняться вслед за ними? (переведем приблизительно так). На эту тему и захотелось поразмышлять.
То, что правила меняются (или, скажем точнее, их пытаются менять) - год 2009-ый показал совершенно ясно. "Предложите-ка нам дизайн" вместо "Мы хотели бы заказать у вас дизайн" звучит из уст клиентов чаще и чаще. Оно понятно: заказчик - не дурак, из всей экономической неразберихи максимально выиграть. Могу привести еще больше примеров, от переделки почти выполненной работы забесплатно, о чем я писал, до крупномасштабных проектов без предоплаты и серьезных гарантий.
Я наблюдаю, что многие дизайнерские компании соглашаются, и почти безоговорочно, на изменение условий. Мне трудно найти серьезную мотивацию их действий, кроме, пожалуй, краховой ситуации. Однако, для меня изменение правил не есть логический старт к изменению моих принципов и позиций.
Всякая система - есть выверенный механизм; тщательно ли, поверхностно ли, но проверенный. Позиция и принципы, собственно, и есть та самая система, которая лежит в основе стабильности. В дизайнерском бизнесе система имеет особое значение, поскольку отработанные механизмы позволяют избежать ошибок, недоработок и значительно снижают риск. Когда изменяются правила, я считаю, неверным слепо следовать за ними. Во-первых, большинство из них сиюминутны. Торопиться рушить систему ради временного явления больший риск, нежели потенциальные потери от жесткой позиции.
Во-вторых, отказ от одной системы должен, на мой взгляд, проходить путем замены на новую. Продуманную и просчитанную. Вместо работы без предоплаты - меньший объем предоплаты, или, наоборот, бесплатный бонус. И так далее. Но с каждым шагом должно быть понятно, что в производственный процесс, коим является дизайнерский бизнес, не внесен фактор сильного, серьезного риска.
И совсем другое дело - корреляция. Когда меняются правила следует делать корреляцию на сложившуюся ситуацию. Если впереди пробка, разумным кажется сбросить скорость, а не отказаться от автомобиля. Прежде всего, потому что, развить прежнюю скорость, когда туман рассеется, никто не мешает.
When the rules change, should you? Not so fast.
Так думается.