движение vs. стагнация, в завершение
В прошлый раз, когда я рассматривал тему движение vs. стагнация я привел в пример идеализированную модель постоянного движения вперед в русле интенсивного развития компании. Правда, с оговоркой, что в условиях местной экономики, нормальная и правильная модель остается и, по моим пессимистическим предположениям, еще долго будет оставаться идеальной, то есть, фактически, неосуществимой.
Ликвидировать этот дисбаланс можно, действуя в рамках синкретизма, то есть объединения невозможного: интенсивного и экстенсивного путей развития. Как? Очень просто.
Для начала я хочу коснуться еще такого момента: в нашей стране принят термин "нефтяная игла" - он очень точно и удачно описывает состояние и развитие экономики. В приложении к бизнесу креативному, я вижу некоторую аналогию, которую позволю себе назвать "клиентская игла". Или привязка бизнеса к потоку клиентов (количественные показатели здесь неважны). Для многих дизайнерских компаний развитие бизнеса чрезвычайно зависимо от клиентской иглы: при наличии большого количества заказов нередко начинается стагнация, как и при резком падении объемов. В последнем случае начинается либо метание, хаотичный, резкий всплеск поиска новых заказчиков, либо срабатывает эффект "шагреневой кожи": штат уменьшается, затраты минимизируются и так далее.
Если нет динамики постоянного развития, то любые колебания (экономические или сезонные) вводят дизайн-студию в ступор. Переизбыток заказов заставляет работать на полные обороты, выжимая из производственных ресурсов (человеческих и технических) максимум отдачи. С оборотной стороной все понятно. Как говорилось в известной рекламе "МММ" – "куда не кинь, всюду клин" (по-моему так?).
При переизбытке заказов или стабильной их составляющей для большинства дизайнерских компаний (а, что грешить, и опыт моей дизайн-студии имеется схожий) не возникает острой необходимости расширять сферу деятельности, то есть, идти экстенсивным путем. И это правильно. Время стабильности и доходности - это время технического и творческого перевооружения. То есть, той самой идеальной модели интенсивного развития. Однако, ресурсы, которые получает компания в период пика не всегда достаточны, чтобы интенсивно развить направление: то есть, определить новое направление, дополнительную сферу деятельности, нанять сотрудников, купить технику, расширить арендные площади...
В этом случае я рассматриваю разумным использовать период нижнего витка синусоиды для движения в экстенсивном ключе: новая непаханная целина. Риск - минимален (сотрудники не загружены на 100%), затраты - 0% (имеется в виду, что в период спада зарплата все равно выплачивается, компьютеры гудят, а арендная плата капает).
Когда я сегодня слышу различные мнения о том, что период экономического спада - это период стагнации, я считаю, что это не совсем верное опредение. Если брать опыт моей студии, то за начало года мы развили пару новых направлений. Сейчас их реализация идет, естественно, за счет экстенсивной модели - то есть, на тех же технических и человеческих ресурсах. Но, как оказалось, перспектива естественой стагнации, как казалось в первые месяцы года, отнюдь не столь однозначна, если подходить к процессу развития дизайн-студии с одного вектора: движение должно быть всегда.
И оно будет вне зависимости от клиентской иглы, если на каждом периоде и этапе постоянно продвигаться в чем-то вперед: при хорошей финансовой основе в техническом перевооружении, в расширении производства, в период экономических и сезонных спадов в разработке новых направлений. Поиске новых решений. Активизации промо-деятельности.
И так далее. Согласны?
Метки: развитие бизнеса, размышления