Воспоминания о фрилансе
Один мой знакомый дизайнер несколько недель назад посетовал в разговоре, что устал от работы в офисе. И еще добавил, что рассматривает свою сегодняшнюю работу как "последнюю офисную". Я не стану сомневаться (или не сомневаться) в серьезности его намерений перейти в свободное плавание, поскольку как дизайнер - он вполне состоявшийся специалист, а это - вполне достаточно основание для успешных "телодвижений" в сторону независимости. Другое дело, что я с трудом представляю его владельцем, к примеру, собственной дизайн-студии. Но когда-то и я проходил подобный путь: от офисного креативного планктона через фриланс к созданию своей компании.
И вот, разговаривая со своим знакомым, я невольно вспомнил тот период жизни, когда работал по индивидуальным заказам. Как это называется в быту - в свободном творческом полете. Встречался с клиентом, делал разовые (впрочем, далеко не всегда разовые) работы, и так далее. Если говорить про сегодняшний день, то фриланс, понятное дело, ушел из моей жизни, но сталкиваться с этим явлением мне приходится постоянно. Дело в том, что для владельца дизайн-студии фриланс несет определенные, если не угрозы, то - неудобства. Я не могу сказать, что, возглавляя дизайн-студию, я ожидаю каких-то неприятностей в своем бизнесе из-за фрилансеров. Нет. Но фриланс как тень постоянно всплывает на горизонте.
Попробую объяснить.
Первое: как и мой знакомый, в вольный полет устремляются более или менее состоявшиеся специалисты. И это значительно суживает круг потенциальных кандидатов при объявлении очередной вакансии. Просматривая портфолио на сайтах фрилансеров, я готов взять в компанию каждого второго (правда, в топ-списке), чего не скажешь о тех, кто приходит на собеседования. К моему сожалению, для фрилансера свободная работа имеет определенные преимущества в плане трудозатраты/оплата труда.
Второе: как обстоят дела среди зарубежных фрилансеров я не исследовал, но здесь, в России, вполне уверенно можно объединить в синонимы "фриланс" и "демпинг". Тому, как и насколько "свободные художники" обваливают цены можно, пожалуй, посвятить кандидатскую диссертацию. Шучу, конечно, в каждой шутке есть доля шутки. Сколько раз потенциальный и интересный клиент "уплывал", потому что независимый дизайнер предлагал цену в 3-4 ниже разумной. Я, конечно, не собираюсь призывать идти стеной на фрилансеров, но недооценивать их потенциальный ущерб развитию качественного рынка дизайнерских услуг все-таки не стоит.
Нельзя не отметить, что для рядового дизайнера, прозябающего в четырех стенах корпоративного офиса фриланс нередко представляется далекой манящей звездой, которая таит в себе не только свободу творческой реализации, но и однозначное и безоговорочное решение финансовых проблем. Я сам испытал на себе оные предвкушения и могу ручаться за сказанное. И в отдельности каждое из этих ожиданий - обязательная составляющая практики фрилансера. В отдельности. Но никак не вместе. Сразу оговорюсь, что я не касаюсь "свободного творчества" как способа подработки, дополнительного источника дохода. Здесь как раз все присутствует в единой составляющей. Фриланс в качестве основного источника дохода - ситуация, в которой свобода творчества и материальная отдача становятся по разные углы ринга. Хорошо в таком раскладе только, возможно, крепким специалистам, хорошо известным и раскрученным. Остальным приходится не забывать, что в основе удачных продаж лежит качественный менеджмент. И тут стоит отметить, что большинство фрилансеров начинают уже работать "за двоих": креативного специалиста и менеджера (мне в мой период фрилансерства повезло - в виду наличия отдельного, можно сказать, персонального менеджера).
В большинстве случаев среднестатистический фрилансер не справляется с ситуацией, когда он вынужден выполнять работу за двоих, и избирает простой путь исправления материальной ситуации: демпинг. И как следствие - набор большого количества заказов. Снова не замечая, что он работает уже минимум за 3-х (менеджер, дизайнер и верстальщик). Тут надо честно признать: если фрилансер начинает не справляться, он играет на руку профессиональным дизайн-студиям. Объяснять нечего: в списке клиентов моей дизайн-студии есть ряд "свитчеров" (употребляя эппловский термин). Тех, кто устал от постоянных пролонгирований сроков, не совсем качественной работы и так далее.
Я плавно подошел к тому, что является самым сложным в фрилансе: самоорганизации. Фриланс питается исключительно самоорганизованностью. И она выше, значительно выше, чем в офисной работе. Работать дома - сложнее. Контролировать сроки завершения проекта, когда под боком диван, а рядом никого нет, кто будет напоминать о заказчике, об условиях договора и должностных обязанностях. И еще один серьезный недостаток "свободного творчества", который требует внутренней готовности: значительно суженный круг общения. Объяснять, полагаю, не стоит.
Не знаю, чем закончится стремление моего знакомого дизайнера перейти от офисной работы "на дядю" к свободному полету (или своей фирме), но на практике последних двух лет я видел еще двоих людей, которые витали в облаках идей о свободном творчестве. Оба работают в штате дизайн-студий.
Метки: дизайн, дизайнеры, фриланс
августа 25, 2008 10:02
<p>Офигительный демпинг – одна из причин, по которой я ушёл из фриланса. Необходимо некоторое время, что бы найти постоянных клиентов и не беспокоится о том, что завтра у тебя не будет клиента, потому что твой коллега объявил, мягко сказать, неразумные цены.</p>
августа 26, 2008 20:48
Как следствие демпинга, фриланс – это низкое качество. То, что иногда поступает от клиентов по линии – нам фрилансеры в свое время делали – в 80% случаев, из области анекдотов или абсурда. Как сейчас помню цвет СХMХYХB1 – то есть 1% по черной краске. Учитывая, что 1% редко какая машина выкатает.
Но зато – это корпоративный стиль компании. В бред-буке (не ошибся с написанием), фрилансер так делать указал.