Работа за еду…
Как я уже подмечал в предыдущем посте, в общении с клиентами (не со всеми, но с достаточно серьезным их процентом, что дает повод говорить о тенденции) проявилась чрезвычайно неприятная черта: сгладив некорректное ведение переговоров словами о кризисе, клиент пытается убедить исполнителя, в данном случае, нас, дизайн-студию, в том, что исполнитель, то есть, мы, теперь, что говорится, по гроб жизни обязаны... Я сознательно написал столь витиевато, чтобы смысл читался между строк, поскольку мне не хочется подыгрывать клиенту, и со своей стороны, нет желания становится на одну ступень с ним в позиции оценок и отношений.
Вначале мне казалось, что это лишь случайные оговорки, вызванные всеобщей истерией. "Сейчас кризис, и при вашем таком отношении вы всех клиентов растеряете" - так приблизительно звучит эта, настораживающая меня, фраза. Настораживает в ней не то, что меня пугают потенциальным отсутствием клиентов - ни сложности в экономике, ни иные факторы не могут быть однозначно связаны с объемом заказов. Настораживает, что этой оборонительной фразой, которая может выйти в аксиому, прикрываются неправомерные требования там, где речь о требованиях быть не может.
Итак, при каком таком нашем отношении возникает у клиента мысль использовать шантаж (а ведь это шантаж - кто будет спорить?) для получения желаемого результата?
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Я вообще не признаю шантаж ни в какой форме. Есть удачная формула - "с террористами переговоров не ведем" - и любой намек на неуставные взаимоотношения автоматически переводит для меня человека, применяющего шантаж, в категорию "террорист" (не буквально, а в концепте приведенной цитаты). С которыми не ведут переговоров.
Может, я излишне жестко высказываюсь, но вести переговоры там, где элемент переговоров отсутствует, бессмысленно. Шантаж и отличается тем, что варианты, в принципе, исключены.
Приведу лишь пару примеров: готовый сайт, подписанный макет, внесенный текст, вылизанный до запятой по указанию клиента в течение не одной недели. Перед самой финальной сдачей: дизайн не нравится (дабы избежать закидывания помидорами назову, что дизайн был утвержден пару месяцев назад, а затяжка запуска с тестового домена на реальнй вызвана в частности неготовностью текстов со стороны заказчика). Любой здравомыслящий человек в состоянии понять, что дизайн может разонравится (иногда такое случается со всеми дизайн-студиями) и заказчик вправе переменить решение. И я это понимаю и допускаю, но в рамках существующего договора. Который однозначно проводит черту между подписанным макетом, шагами по верстке, наполнению контента и так далее.
Что делают менеджеры моей дизайн-студии, заслуживая обвинительный приговор - "При вашем таком отношении... [далее по тексту]"? Отвечу сразу и без затягивания: соглашаются переделать дизайн, заново сверстать и подключить новую версию. Оставаясь при этом в рамках договора: то есть, с условием дополнительной оплаты. С готовностью рассмотреть варианты скидок, и так далее - но не бесплатно.
Другой клиент пытается получить некоторый объем дополнительных работ (достаточно серьезный) и вновь моя дизайн-студия получает "грозное предупреждение". Снова похожая в сути ситуация: если бесплатно (в прямом смысле), то мы - замечательные, если за деньги - то порча и сглаз.
Я достаточно легко отношусь ко всем угрозам, потому что понимаю их временность и то, откуда произрастает сия надменность. Мне также жаль клиентов, у которых падают объемы производства, или их услуги приносят меньше прибыли. Но мне жаль их до тех пор, пока из компаний, находящихся в тяжелых условиях, они не превращаются в шантажистов. Или не начинают искренне верить в то, что теперь и отныне они могут поступать с исполнителями, как с рабами: кинул кость и пусть тот пашет, и поступают соответственно.
Видимо, дело в менталитете. И этот менталитет, к сожалению, имеет составляющую - невозможность оценивать перспективы. Смотреть чуть дальше в будущее. Когда экономическая ситуация выправится, а она выправится обязательно, нарушенные связи восстановить будет трудно. В частности, заказчик из примера первого, прошел долгий путь неудачной работы с дизайн-студиями (ну так складывалось) до моей студии и в течение последних пары лет мы были единственными исполнителями, которые регулярно и в срок обрабатывали все объемы работ. Без взаимных нареканий, кстати.
Со временем муар экономической истерии рассеется, и, после все вернется на круги своя, но останется самое главное - память о том, что кто-то когда-то хотел заставить (не обсудить скидку или найти компромисс по минимальной смете) партнеров работать "за еду"... И это не шантаж, а факт. Грустный факт.
P.S. К сожалению, и такое происходит "по ту сторону дизайна"...
Метки: клиенты, размышления
февраля 4, 2009 12:49
Просто некоторые думают, что «кризис»-это некая индульгенция на жлобство. А потом можно будет просто извиниться. Прости мол, друх, ничего личного…
марта 25, 2009 12:55
всю жизнь нас шантажируют на работах