О взаимоотношениях с заказчиками
В моей практике сложных взаимоотношений с заказчиками было, откровенно говоря, не очень много. Можно даже сказать - мало. Клиент, работающий с дизайнером, это ведь не какое-то отдельное внеземное явление, напротив, это самое, что ни на есть, обычное явление человека, платящего за некие услуги, в данном случае, дизайнерские, свои деньги.
И как все мы, платящие за нечто деньги, имеем свои виды, взгляды и комплексы, так и заказчик имеет набор подобного арсенала на каждый конкретный случай жизни.
Впрочем, мысли мои не о том, как можно охарактеризовать понятие "клиент", я задумываюсь над тем, что есть общего в проблемах (ежели они имеют место) или в сложных взаимоотношениях у меня и у заказчика.
Я заметил, что главной проблемой является либо: а) осторожность и сомнения (что оправданно и разумно, в принципе, поскольку креативный продукт начинает рождаться после
произведения оплаты); б) невозможность до конца довериться дизайнеру.
С первым - понятно. К счастью, такое встречается редко и процесс сомнений я, фактически, не вижу. Мой клиент чаще всего приходит ко мне уже "готовым" работать со мною.
А вот второе - может проявиться на любом этапе. Клиент может иметь свое видение и начинать продавливать. Это самое неприятное, потому как - если заказчик начинает продавливать, значит, мы не находим общую волну. Далее все зависит от моих взаимоотношений - от того, насколько они утвердились дружескими или холодными. Если первое - я начинаю в ответ предлагать задержать дыхание и перестать давить. Чаще всего, после окончания работы, клиент соглашается с моим видением. В конце концов, он не специалист в области дизайна, как я, и его видение не всегда может улучшить работу.
Во втором случае, приходится соглашаться мне. К несчастью, работы такие не всегда получаются хорошо.
Вот пример одной из работ, где клиент просто бульдозером настоял на своем (использую лишь фрагмент логотипа). Сначала клиент надавил использовать фотографически точный земной шар в логотипе. Затем захотел четырехконечную звезду. Потом посчитал, что звезда должна обязательно вписаться в восточную философию - то есть соединить Москву и Пекин. Когда это оказалось невозможно, потому что - либо пропорции нарушаются, либо звезда становится малюсенькой на фоне земного шара, он взял файл и стал сам экспериментировать. В результате Атлантический океан соединился с Австралией, смысл потерялся вообще (Москва-Пекин хоть имел смысловую идею), а сам графический элемент стал невообразимо корявым.
Но заказчику понравился. А мне осталось смириться, потому что бывают случаи, когда клиент ничего слушать не хочет и не желает, а чем руководствуется - понять не могу...
Метки: клиенты
апреля 5, 2006 12:58
Кстати о земных шарах. За последнее время у меня было два клиента, желавшие увидеть в своем логотипе земной шар. Эпидемия просто какая-то. Оба занимаются системами связи и интернетом.
апреля 5, 2006 13:04
Претензия на глобальность, ничего не поделаешь…