Речевое мещанство
Я давно уже хотел написать по этому поводу, но сдерживался, пока не пришел к мысли, что речь, язык, слово оно, в общем-то, достаточно близко связано с тематикой дизайна. Мы привыкли к тому, что дизайн - это прежде всего графика: изображения, шрифты, белое пространство... Их компоновка, гармония сочетаний, визуальные акценты...
Мне кажется, будет разумно расширить сферу восприятия дизайна еще и смысловой составляющей. Ведь результат дизайнерской работы - это и настроение, и ассоциативные цепочки, и, выражаясь распространенным штампом, формирование восприятия - имиджа компании, торговой марки, et cetera.
С этого угла зрения текст, выполненный в классике мещанской речи, убьет и уничтожит всю эстетику любой, даже чрезвычайно хорошо выполненной дизайнерской работы. А мещанизмы проникают в речь со скоростью, которой не снилось и "преведу".
Классический пример: есть и кушать. Благодаря "бигмаку" мы все уже "кушаем" и не задумываемся. Но Макдональдсу простительно, все-таки западная компания. И клиенту простительно, правда, в меньшей степени. И вам простительно, если до этого поста вы не знали, что слово "кушать" не употребляется в первом, втором и третьем лице. Кроме нескольких случаев:
- инфинитив в устоявшемся сочетании: "кушать подано";
- в повелительном наклонении: "кушайте, господа";
- и в нем же по отношению к детям: "плохо кушал" и женщинам - "скушай, любимая".
Все.
Но только по этому слову.