Я объявляю тендер!

У меня в студии менеджеры долго вели переговоры с одним банком о разработке годового отчета. Клиент перспективный, заказ привлекательный и так далее: весь набор минимальных необходимостей, который определяет понятие "интересен или неинтересен" потенциальный заказ для студии. Я не могу сказать, что переговоры зашли в тупик. Ситуация зашла в тупик: руководство банка решило объявить так называемый тендер.

Вы, я думаю, знаете, что такое тендер на разработку дизайна в России. Особенности национального дизайнерского тендера заключаются в том, что компания-заказчик хочет получить себе на стол пакет практически готовых работ от дизайн-студий, рекламных агентств, потом выбрать понравившийся вариант (в отдельных случаях - своровать, или вообще отменить так сказать, "тендер") и продолжить сотрудничество с понравившимся исполнителем.

Почему я использую сарказм и ставлю в кавычки слово "тендер"? Вместо того, чтобы объяснять, попробую перевернуть ситуацию на 180 градусов. И все сразу станет понятно.

Глядя на вереницу предложений поучаствовать в различного рода тендерах, я подумал, что пора и мне заявить тендер. Тем более, что у меня есть реальная потребность:
а) в дополнительных оборотных средствах,
б) в новой мебели в офис. Да и дома пожалуй, можно поменять обстановочку.

Я, как и те дизайн-студий, что объявляют "тендеры", не слишком доверяю потенциальному исполнителю. Громкие слова о выполненных работах, о клиентах, годах в бизнесе и так далее - для меня авторитетными не являются. Поэтому условия тендера:

по варианту "а" - поскольку я собираюсь платить банку за использование его денег, но далеко не уверен, что его деньги - настоящие, что все деньги он мне выплатит, что мне понравится пользоваться его деньгами, что его сотрудники будут ко мне дружелюбны и проч., я согласен заказать у банка деньги (а ведь именно это и есть кредит - я беру на время деньги и плачу свои за пользование чужими купюрами) в условии, что банк даст мне как минимум половину (в дизайне - это набросок) без предварительных условий. Я обязуюсь рассмотреть предложенные банком деньги в течение недели. Если деньги банка, сам банк или какие-либо условия мне не понравятся, я верну деньги через неделю и не буду продолжать сотрудничество. То же самое будет, если другой банк предложит мне более симпатичные купюры, более новые, свежие. Или девушка в другом банке окажется привлекательнее, или офис банка покажется уютнее. Я хочу увидеть, какие деньги готов предложить мне банк. Поскольку оборотные средства мне нужны на длительный срок, то банк ничего не теряет: я выполню все условия тендера вернув деньги в сохранности после рассмотрения предложения банка, либо заключу с ним договор и оплачу пользование деньгами. Включая эту неделю.

по варианту "б": поскольку ни портфолио компаний, ни выполненные проекты компаний, занимающихся производством мебели, ничего мне не говорят (у меня же свой офис и там может и не быть найдено удовлетворяющее меня решение), то я объявляю тендер на закупку мебели со следующими условиями - компания, изготовитель мебели, меблирует мне кабинет, чтобы я увидел, как это выглядит в жизни. В течение недели-двух я обдумаю, подходит ли мне их мебель или нет. Чувствую ли я себя комфортно в этой обстановке. Оценю, как вели себя сотрудники, пока собирали и устанавливали мне свою продукцию. Если я приду к выводу, что данный производитель не подходит мне, то я не буду препятствовать его сотрудникам и сделаю все возможное, чтобы в удобное для него время, бригада рабочих (естественно, производителя мебели) смогла разобрать всю конструкцию и освободить мой кабинет. Если же мебель произведет на меня достойное впечатление, то я заключу договор и оплачу всю работу и продукцию.

Если убрать мою преамбулу, то вы сочтете меня за сумасшедшего. Кто, как даст просто так попользоваться деньгами? Какой идиот повезет устанавливать столы, шкафы и стулья, меблировать кабинеты за просто так, да еще включив сюда возможные транспортные расходы и рабочее время сотрудников на вывоз неутвержденной мною продукции?

А собственно, почему вы сочтете меня за сумасшедшего? Тоже самое происходит повсеместно, когда производитель/торговая компания/банк и пр. устраивают "тендер".

Работа дизайн-студии - это такая же совокупность материальных затрат, человеческих ресурсов, как и банковская деятельность или производство мебели. У продукта есть совершенно осязаемая себестоимость, а дизайн как вид бизнеса несет те же риски, что и любое другое направление. Поэтому объявляя тендер по-русски, компания либо считает, что дизайн не имеет себестоимости, либо изначально понимает, что полученный результат будет изрядно "минимизированным" - в лучшем случае, дизайн-студия "впарит" осетрину второй свежести: неутвержденный макет или ранние разработки.

Клиент не понимает еще и то, что объявляя тендер, он повышает свои риски и несет убытки: потеря времени, работа сотрудников, неполученная прибыль. Ошибочно то мнение, что в тендере не рискует. Я знаю не один случай, когда тендеры по-русски растягивались на два-три месяца. И отдел рекламы все это время работал, отсматривая низкокачественные работы, и выпуск продукции затягивали, и на выставку шли со старой полиграфией...

Единственный случай, где можно говорить о серьезности и результативности тендера по-русски, это крупные ставки: годовое обслуживание, большая смета или очень крупный проект. Но и в этом случае, не дождется от исполнителя 100% усилий, как это бывает при оплаченном заказе.

Метки: , ,

Читайте также:

Комментарии к записи “Я объявляю тендер!

  • 1
    Волотко Дмитрий
    сентября 17, 2008 10:50

    Тендер в России – это способ «освоить» бюджет, либо отвести глаза от того, что исполнитель давно найден – но тендер всё-таки необходимо провести.

  • 2
    aedus
    сентября 17, 2008 11:13

    Это ты говоришь о тендерах госзакупок, бюджетных деньгах. Я говорю о другом уровне – тот что самый распространенный для коммерческих компаний. Там нередко дело не в том, что исполнитель уже найден (для коммерческой компании нет смысла и обязанности устраивать тендер), а в том, что либо хотят получить идею бесплатно, либо чего-то боятся и так далее.

  • 3
    Волотко Дмитрий
    сентября 17, 2008 11:18

    Ясно.
    Кстати, а твоя студия часто в такого рода тендерах учавствует?

  • 4
    aedus
    сентября 17, 2008 15:46

    никогда и ни в каких – принципиальная позиция.Единственное возможное участие в тендере – это предоставление нашей сметы, и образцы работ выполненные для клиентов в данной сфере бизнеса.

    Но такие тендеры не встречаются. Все хотят, чтобы им сделали что-то и так далее.

  • 5
    dex-s
    октября 30, 2008 17:06

    Затронул так затронул. Разделяю негодование и прекрасно понимаю автора, хотя принимаю это не так близко к сердцу. Есть ведь и другая сторона. Например когда клиент выбирает девушку для съемки в ролике он смотрит на ее ноги, грудь, глаза и т.д., так и с дизайном, клиент ищет студию, дизайнера, пытается понять насколько он чувтсвует стиль, как он понимает задачу, какими профессиональными навыками он обладает и т.д. Согласен что если сравнивать дантистов и дизайнерам (это уже в процессе разработки, если тендер выйгран)… дантисту никто не говорит – «Знаете мне б зуб чуть побольше и левее», а дизайнеру говорит об этом каждый (практически) «знаток» со стороны клиента (мазафака)… В Вашем случае лучше отказаться от неоплаченных тендеров, а участвовать только в тех, которые предусматривают компенсацию за потраченное время и ресурсы… Желаю удачных тендеров!

  • 6
    Required
    сентября 13, 2010 17:49

    Деньги имеют четкую определенную ценность. Столы и стулья можно пощупать и оценить качество.
    Дизайн – вещь эфимерная. Это факт. Именно дизайн в мире делает человек 10, чем занимаются остальные большой вопрос. И правильно говорилось в одной статье – идеальный тендер, когда варианты дизайна оценивает фокус-группа, а не директор по маркетингу и иже. Но пока отечественные компании не могут себе этого позволить, а отечественные дизайнеры больше преуспели с написанием развесистых описаний к посредственным дизайнам. Когда клиент говорит дизайнеру в какую сторону ему подвинуть букву – это не «мазафака» а общение человека, который занимается определенным продуктом лет этак 10-15 с дилетантом, который за буковками редко видит суть продукта и комуникацию с потребителем, инвестором, ТП, представителем ТТ и т.д.
    «Тендер» в России – нередко проверка на жадность и смелость, как для заказчика, так и для исполнителя. Если ты на самом деле так крут, как заявляешь на своём сайте, тогда прийди и побей всех конкурентов одной левой. А с другой стороны. Если ты такая серьёзная компания, то почему ты пытаешься экономить на малом, заявляя, что собираешься произвести качественный продукт.
    Но вот оплачивать, хотя бы минимально, работу по созданию эскиза считаю необходимым. Любой профессионал из любой сферы всегда скажет одно – любая работа должна быть оплачена.

  • 7
    aedus
    октября 19, 2010 11:43

    Здесь прозвучало правильно сравнение – с моделью. Вот, приходит, допустим модель, дает свое портфолио, называет цену. Режиссер делает кастинг и выбирает подходящую, далее проходят съемки.

    В варианте «русского тендера» это должно выглядить так: «Девушка, вы мне подходите, но понимаете, мы снимаем ролик для духов, а у вас работы для туалетной воды. А вдруг вы не сможете сделать то, что от вас требуется? Давайте-ка отснимем ролик с вами, если вы подойдете, тогда я оплачу (все равно, нужно еще монтировать, то есть, работа ж не будет завершена)».

    Согласны, что бред?

  • 8
    aedus
    октября 19, 2010 11:44

    Здесь прозвучало правильно сравнение – с моделью. Вот, приходит, допустим модель, дает свое портфолио, называет цену. Режиссер делает кастинг и выбирает подходящую, далее проходят съемки.

    В варианте «русского тендера» это должно выглядить так: «Девушка, вы мне подходите, но понимаете, мы снимаем ролик для духов, а у вас работы для туалетной воды. А вдруг вы не сможете сделать то, что от вас требуется? Давайте-ка отснимем ролик с вами бесплатно, в качестве тендера, если вы подойдете, тогда я оплачу (все равно, нужно еще монтировать, то есть, работа ж не будет завершена)».

    Согласны, что бред?

Оставьте ваше мнение


You need to enable GD extension in order to use Simple CAPTCHA.