Тестирование – российская реальность?
Я вновь хочу поразмышлять о дне насущном с позиции работодателя. Быть работодателем мне начинает казаться чем-то похожим на - если не проклятие - то на суровое и серьезное испытание. Поясню, что я имею в виду.
Когда фирма постоянно развивается, необходимо увеличение штата. Все время, пока дизайн-студия существует нет, да и происходит ротация кадров, и это явление естественное. Кто-то выгорает, кому-то предлагают выгодное предложение (ведь уровень сотрудников после работы в нашей студии возрастает в разы). Совокупность этих двух обстоятельств делает состояние поиска новых сотрудников, практически, перманентным.
Я с восторгом вспоминаю те периоды, когда список вакансий моей студии ужимался до 0 человек. И мои положительные эмоции в этом вопросе связаны отнюдь не с нежеланием притока новых кадров, а с бесконечно сопутствующими набору персонала трудностями.
Главная трудность - найти подходящего сотрудника. Чтобы уровень его дизайнерских работ был высоким, чтобы мотивации его работы заключались в желании выпускать качественную продукцию (а не отсиживать человеко-час - я, кстати, как-нибудь напишу, почему дизайнеру важно думать о деньгах во вторую очередь) и прочие, обратите внимание, естественные требования к соискателю.
Лирическое отступление:
Когда я работал в США в американской компании я еще не был работодателем. Но тот опыт мне привнес некую идиллическую картинку отношения работника к своему рабочему месту. Идиллическую не с точки зрения на рынок труда США, а как раз с позиции сегодняшнего дня и российской действительности, в частности.Тогда этот образ человека, который ценит свое должность, бережет свою позицию казалсz естественным. И было до тех пор, пока я не стал работодателем.
Рынок труда в России нисколько не похож на рынок труда в США, хоть у нас и вводятся такие американские стандарты (впрочем, скорее, западные) как резюме и собеседование. Главное отличие - в рекомендациях. То, что тебе напишет работодатель будет определять твой дальнейший карьерный рост. Я уже не говорю об отсутствии таких явлений, как поиск работы параллельно с существующей.
К чему я вспомнил США? К тому, что там я не встречал такого явления, как "тестовое испытание". Мне до сих пор подобные требования, как-то выполнить некое задание, чтобы подтвердить свой профессиональный уровень, кажутся дикостью. Более того, я вспоминаю тот "великий перелом", когда на собеседованиях при приеме на работу вдруг начали заговаривать о тестовом задании (это было в тот период, когда я еще не обрел статус "работодателя").
Владение собственным бизнесом дает большое преимущество обозначать свои правила игры. В нашем конкретном случае это выглядит так: если я считаю "тестовые задания" абсурдом, я исключаю подобные моменты в кадровой политике своей компании. И последние 5 лет существования фирмы ни о каком разовом "испытании" речи не было. До января этого года, пока я не начал задумываться: а, может, ничего плохого и неправильного в тестировании нет? В условиях российской, подчеркну, реальности.
Давайте посмотрим объективно: мы получили за последние несколько месяцев более 2000 резюме. Это и дизайнеры, и художники-иллюстраторы. Радоваться тут нечему - 99% профессионально непригодны. Остается 1 скромный процент, из которого половина не подойдет по разным причинам: бывает, моя компания не интересна соискателю (к примеру, он желает оформлять компьютерные игры, чем студия не занимается), случается наоборот - не подходит человек (сразу видно), не наш. Остаются единицы. Достойные. С отличным портфолио. Хорошим образованием. Коммуникабельные. Интересные. Им сразу же предлагается выйти на работу.
Казалось бы, радоваться!
Однако, в последнее время я сталкиваюсь с парадоксом, что новые работники не могут подтвердить свою квалификацию. По внутренним правилам компании, мы достаточно либерально оцениваем первый рабочий день нового сотрудника. Это можно понять: новое рабочее место, новый компьютер, новый коллектив. Первый день также "сбивает понты": если у работника есть внутреннее ощущение, что он сейчас "с маху" и "влегкую" все сделает, то отсутствие качественного результата в первый день, заставляет его немного по-другому относится к своему рабочему месту на следующий.
К сожалению, я замечаю тенденцию, что и второй, и даже третий день последнее время не дают подтверждения квалификации и уровня нового нанятого сотрудника. Что я имею в виду? Когда соискатель показывает свое портфолио, он, фактически, продает нам свой профессиональный уровень. Я беру его на работу в ожидании идентичных по качеству работ. В качестве сверхзадачи я ожидаю, что, по прошествии нескольких месяцев, его предыдущие работы в портфолио будут смотреться на порядок ниже, чем он будет выполнять в моей студии. Но на первые месяцы я жду результат не ниже, представленного на собеседовании. Думаю, не стоит объяснять, что мое желание более, чем естественно и логично.
Здесь я вплотную подхожу к размышлениям, которые мне трудно игнорировать. Как обезопасить себя от провала в производственном процессе, когда нанятый дизайнер или художник-иллюстратор, по прошествии пары дней не подтвердивший свой профессиональный уровень, увольняется и возобновляются поиски нового сотрудника?Провалом я этот момент называю по ряду причин: во-первых, ввод в курс дела нового дизайнера требует временных затрат моих менеджеров. Необходимо объяснить, как сохранять файлы, как осуществлять коммуникации с другими сотрудниками, в частности, с менеджерским отделом, и так далее.
Конкретный пример: двум последним художникам, не прошедшим начальный испытательный срок, мне приходилось дважды объяснять одно и то же задание. По моим расчетам, я потерял в общей сложности около двух часов, или 25% среднестатистического рабочего дня. И не получил достойной отдачи, а в производственном цикле (а дизайн - это, по сути, производство) произошел сбой.
Итак, выход, который мне начинает представляться в качестве необходимости - действительно, выдавать тестовое задание. Пока я еще не утвердился в этом желании окончательно, но, что-то подсказывает, что к механизму предварительного тестирования я, в конце концов, подойду.
У нас в России существует позиция – во всем обвинять работодателя: нередко услышишь, он, дескать, плохой, он мне должен и так далее. За последние годы я перестаю быть лояльным к работнику. Я не становлюсь плохим по отношению к нему. Я становлюсь подчеркнуто требовательным. По одной простой причине: работа в компании - это трасса с двусторонним движением, где одно направление права, а другое обязанности. И здесь, простите за аналогию, как в магазине: описанные характеристики должны соответствовать продаваемому продукту. И это уже обязанность соискателя соответствовать тому, что он "продает".
Метки: дизайнеры, работодательное, размышления
февраля 11, 2010 14:46
Прочитал ваш пост. Надо сказать, вы затронули очень актуальную проблему.
Я сам являюсь владельцем крупной компании (которая существует на рынке около четырнадцати лет) и сталкиваюсь с проблемой поиска подходящих сотрудников. Не потому, что моим работникам плохо живётся в компании, а в связи с постоянным увеличением штата, который вырос до одиннадцати человек. Через нас прошли тысячи соискателей, и почти никто не оказался достойным работы в нашей компании. Это не мой каприз, не излишняя требовательность, а пугающая российская реальность на рынке труда.
За годы работы я пришёл к выводу, что ни в коем случае нельзя потакать соискателям и работникам, т.к. поблажки и терпимость ведут к снижению производительности и качества работы и, как следствие, к падению прибыли. Поэтому у меня сложилась оптимальная модель отношений с людьми. Я никогда не даю соискателям больше двух дней испытательного срока. В первый день я иду навстречу, и сужу не так строго. Оно и понятно, стресс на новом месте, введение в курс дела. Но на второй день я жду от сотрудника полноценной работы, как минимум, соответствующей заявленному уровню, т.к. считаю, что отличного работника должно быть видно сразу. Если же второй день оказывается малорезультативен, то я увольняю такого сотрудника без сожаления. Незачем растягивать испытательный срок на месяц – два, это лишние расходы из кармана компании.
Схожую позицию я занимаю и в отношении обучения. Недопустимо объяснять новому сотруднику его задачу более одного раза, тратя драгоценное время. В какой-то степени он должен быть телепатом и сразу понимать, чего от него хочет заказчик или менеджер, даже когда они сами не знают, чего хотят. Достаточно того, что я указываю работнику на его ошибки. Я глубоко убеждён, что не стоит «растить» собственных сотрудников, обеспечивая им курсы или лекции за счёт фирмы. Не стоит также и мотивировать хорошей зарплатой или премией. Единственная достойная мотивация – это быть профессионалом и выполнять свою работу на очень высокой уровне, постоянно расти за счёт самообучения. Хорошему сотруднику должен быть безразличен размер зарплаты.
Достаточно трепетно я отношусь и к трудовой дисциплине. Не знаю, как в вашей компании, а в моей разрешена только деловая переписка. Никаких «асечек» или «одноклассников»! Я как-то подсчитал, сколько времени у курящего сотрудника уходит на постоянные отлучки с рабочего места. За один день курильщик тратит от 40 мин. до полутора часов на одни только перекуры. В среднем это 13% рабочего времени! Я всерьёз подумываю о том, чтобы ввести на рабочих местах специальные маски, наподобие кислородных, только с никотиновым дымом. Это позволит наладить непрерывный производственный процесс. Возможно, поначалу среди сотрудников возникнет недовольство, мотивированное тем, что якобы на работе нужно делать маленькие перерывы для отдыха. Но я считаю, что лучший отдых – это переключение с одной рабочей задачи на другую, ведь у нас очень много заказов и каждый нужно сдать в срок.
Однажды у меня был сотрудник, который на просьбу бросить курить, заявил, что по СНиП при работе с ПК положен перерыв каждый час на 5-10 минут, и эти перерывы он будет тратить на курение. Естественно мне пришлось его уволить, несмотря на его профессионализм.
Я изложил свои мысли немного сумбурно, но надеюсь, мой опыт вам поможет. С уважением, Анатолий.
февраля 12, 2010 14:35
Шутка про никотиновые маски мне понравилась
марта 7, 2010 15:47
Добрый день! Нахожусь в состоянии выбора дальнейшего пути развития. Очень интересует веб. Работы как таково
апреля 9, 2010 09:16
C Анатолием пожалуй не соглашусь. начав хотя бы с того, что профессионализм это всё таки собственное, а не коллективное явление, и если для человека, по Вашему мнению, стимулом для хорошей работы должен быть профессинальный уровень, то что мешает ему в определённый момент уйти к вашим конкурентам которые платят больше, которые не говорят ему: «ты профессинал, гордись этим, зачем тебе прибавка к зарплате!», грамотного руководителя не вижу, вижу скрягу который едет на чужой шее.
что касается перерывов и асек, для людей творческих (дизайнеров, копирайтеров) просто необходимо делать небольшие перерывы, иначе результата вы не дождётесь даже трижды уволив сотрудника.
прошу прощения у Юрия, но уж очень разозлил комментарий Анатолия.
апреля 9, 2010 09:30
Анатолий так хорошо прокоментировал этот пост, что срзу хочется от всего рабочего населения послать его куда нибудь за мозгом. Я вот просто уверен что вы не ходите на работу пешком, а едите на личном не дешевеньком автомобиле. А зачем вам это, отдавайте все заработные вами деньги куда нибудь на благотворительность, ведь лучшая награда для вас это хорошо выполненная работа и профессионализм. А потом ещё удивляются, чего это у нас работать никто не хочет? а зачем работать за нищенскую зарплату,(есть ведь твоим сотрудникам не надо, квартиры у них нет, так что за неё тоже платить не надо, ну и автомобиль личный.. да кому он нужен? и без него прожить можно! ведь так, зачем им вообще деньги? пусть горбатятся с утра до ночи, радуясь тому что они ведь специалисты!) притом что тебе никто ничего не объясняет? Горбатиться на какого то скрягу который даже не считает нужным тебе платить, и вообще наверняка не понимает суть твоей работы, но требует по максимуму и хочет чтобы ты всё это сделал как только он подумал об этом… пока не доказано существование телепатии ваши идеи- полный
бред! И пока на нашем рынке остаются компании с такими руководителями, вся наша экономика и уровень жизни и вообще всё, будет в такой ж.. простите дыре
августа 8, 2011 15:30
спасибо за, что ты у нас есть
августа 8, 2011 15:32
Занятно пишете, жизненно. Все-таки, для того, чтобы делать по-настоящему интересный блог, нужно не только сообщать о чем-то, но и делать это в интересной форме:)
ноября 2, 2011 20:07
Недопустимо объяснять новому сотруднику его задачу более одного раза, тратя драгоценное время. Возможно, поначалу среди сотрудников возникнет недовольство, мотивированное тем, что якобы на работе нужно делать маленькие перерывы для отдыха.