Талант или обучение?

Поскольку в стране (и в мире, естественно) идет экономический спад, и без работы остаются многие состоявшиеся профессионалы, в студию, можно сказать, зачастили предложения от студентов, начинающих дизайнеров об стажировке/обучении/работе подмастерьем и так далее. Впрочем, я уже писал об этом ранее, но тогда это был факт удивительный. Сейчас, когда произошло всеобщее кадровое отрезвление, и человеку без опыта не светит найти нормальную работу, вливания "новой крови", хоть и на временный промежуток, уже не воспринимаются эстраординарным событием.

Поскольку я не раз размышлял на эту тему, то пришел к выводу о необходимости неким финальным постом закрыть ее. И тема пришла сама собой: наблюдая за новичками, я всякий раз пытался понять, насколько они перспективны. И острие вопроса: каков баланс между природным талантом дизайнера и тем, что он получается в результате обучения/самообучения/образования/самообразования. Проще говоря: каким должен быть потенциальный дизайнер, чтобы имело смысл (и конечный результат) вкладывать усилия в его обучение.

По-моему мнению, дизайнер все же шире, чем специалист, в чьи обязанности входит гармонично располагать элементы (шрифты, графические решения) на листе компьютерной бумаги. Поэтому базово ему необходимо иметь, как минимум, художественный вкус. Говоря проще - быть немного художником, пусть, не в классическом понимании (с кистями, и красками), а с умением гармонизировать предметы, видеть и чувствовать цвет, сочетания, и т.п.

Я общался с разными хорошими дизайнерами, среди которых - множество неспособных нарисовать портрет или пейзаж. Я думаю, совершенно определенно умение рисовать руками не есть обязательное требование. С другой стороны, были в моей практике и неплохие художники, но совершенно, неспособные к дизайнерской практике. Резюме я бы назвал следующее: перспективен тот, кто в состоянии видеть баланс элементов на странице, кто способен добиваться гармонии между ними, но не за счет тяжелого, долговременного манипулирования ими, а, что говорится, почти "на лету". Если это есть - перспективен; если нет - лучше оставить профессию.

Поэтому, кстати, попытки самостоятельно разработать логотип или сайт, чаще всего, обречены на провал. Профессиональный дизайнер - специалист селектированный, в смысле выбора из числа кандидатов, далеко не все из которых в состоянии производить достойный продукт. Секретарша в офисе, которая в Corel Draw рисует логотип, в большинстве случаев выдаст "малопотребный" результат именно из-за неспособности чувствовать баланс и гармонию.

Размещать элементы профессионально и выпускать достойную дизайнерскую работу - это первая ступень. Но, на мой взгляд, ее недостаточно: требуется умение каждый раз создавать нечто новое. И это уже свойство творческой личности, далеко не всегда идущее рядом с художественным вкусом.

Поэтому, завершая тему, дам свои градации, которые, собственно, никто не мешает и оспаривать:

Отсутствие художественного вкуса: лучше прощаться с профессией
Наличие только художественного вкуса: дизайнер-верстальщик и не более того.
Наличие художественного вкуса и способность создавать новое, неординарное: прямой путь в дизайнеры. Причем, в очень хорошие дизайнеры.

А остальное - обучение.

Метки: , , , ,

Читайте также:

Комментарии к записи “Талант или обучение?

  • 1
    DiOnX
    марта 24, 2009 20:13

    Вот Вы с высоты своего дизайнерского опыта, могли бы мне сказать правильно ли я выбрал свой путь? http://www.free-lance.ru/users/pavluhin

  • 2
    aedus
    марта 24, 2009 20:30

    да. Но главное – не останавливаться.

  • 3
    DiOnX
    марта 24, 2009 20:35

    Останавливаться в моем случае уже поздно. Цели поставлены, идолы воздвинуты :) Напротив только начинаю набирать обороты.

    Хотя на первых этапах мне говори другое, что мне не нужно заниматься дизайном, даже настойчиво предлагали бросить )) Но я чувствовал что мое и двигался, так что упорство, мне кажется это 90% составляющей успеха )

  • 4
    aedus
    марта 24, 2009 20:40

    У меня в практике был тоже коллега, который с достаточным презрением высказывался о моей идее двигаться в сферу дизайна. Причем презрение выражалось не к профессии, а к его оценке моих потенциальных возможностей. Надо отдать должное, через года два он принес извинения и сказал, что был неправ. Так что состояние начала пути знакомое. А вообще – ориентир развития таков: если через год становится немного стыдно за те работы, что сделаны год назад, значит, прогресс идет. Пусть даже не стыдно, а – острое понимание, что за этот период сделано много шагов вперед и эта же работы была бы выполнена на качественно новом уровне.

  • 5
    DiOnX
    марта 24, 2009 20:47

    Ну прогресс у меня на лицо, у меня даже папка есть, в ней годы, с 2006 по 2009, работы в фотошопе. Просматриваешь и понимаешь что растешь. И сайты также, с каждым проектом новый уровень. А вообще, критика более опытных людей всегда сбрасывает с небес на землю, но постоянно нужно искать тех, кто выше тебя на голову, тогда и рост будет.

  • 6
    aedus
    марта 24, 2009 20:52

    Кроме критики еще замечательно следить за топовыми работами, ориентироваться на них. Это не значит «обезьянничать», а держать себя в русло и отдавать отчет, что всегда существует некто, кто делает лучше тебя. А также понимать, что ты можешь стать этим лучшим для многих. Хорошо стимулирует.

  • 7
    Vityusha
    июля 1, 2009 23:18

    Согласна что многие из себя строят мастеров а на самом деле опыт работы нулевой

Оставьте ваше мнение


You need to enable GD extension in order to use Simple CAPTCHA.