Цветопроба не понравилась
Клиенту в очередной раз не понравилась цветопроба, которую он сделал на своем офисном принтере. Нет-нет, вы не ослышались: все сказано сознательно и точно. Клиента не удовлетворяет цветопроба, которую он делает, печатая jpg-превью на своем офисном принтере (струйный EPSON или HP - точно не знаю, да и разницы, собственно никакой). Когда-то это было редкой-редкой шуткой, в те времена, которые я называю "началом дизайн-бизнеса". Теперь же такое высказывание - горький сарказм. За годы, пока развивается моя дизайн-студия принтерная распечатка постепенно теряет свое истинное первоначальное значение (общее цветовое впечатление от дизайнерской работы и более "прозрачный" вариант согласования макета с клиентом) и приобретает для нас, работающих в дизайн-студиях и рекламных агентствах креативных специалистов, "зловещую" составляющую.
Конечно, все не так страшно и я сознательно сгущаю краски. "Цветопроба" - термин профессиональный и, фактически, все заказчики отдают себе отчет в том, чем цветопроба отличается от любых иных распечаток.
Для справки и чистоты терминов:
ЦВЕТОПРОБА — 1) получение контрольного цветного изображения на материальном носителе или на цветном экране видеотерминального устройства. Различают аналоговую (растровую), цифровую (полутоновую) и экранную Ц.; 2) изображение на подложке, полученное неполиграфическим способом и колориметрически тождественное тиражному оттиску.
Ключевые слова - "контрольное и колориметрически тождественное". То, чего не может обеспечить даже самый хороший настольный офисный принтер. Скажу больше - то, чего от офисного принтера совершенно не требуется. И когда менеджер в дизайн-студии отправляет заказчику файл превью макета, он исходит из того, что ответственное лицо на стороне клиента посмотрит на изображение, возможно, распечатает и выскажет свое авторитетное мнение: к примеру, не нравится. Или, что бывает чаще, - нравится.
А дальше наступает момент уже точных согласований цветов: выбор по-пантонному вееру (с учетом калиброванных мониторов в студии и установленных цветовых профилей специалисты по пре-прессу легко добиваются идентичности выбранного цвета), цветопроба (которую клиент обычно оплачивает отдельно и потому в 50% случаев старается игнорировать). Либо выбор цветовых оттенков отдается на откуп дизайнерам, что, в принципе, правильно, если речь не идет о корпоративном стиле и брэнд-буке, где цветовая палитра детерминирована достаточно четко.
Но - интересная тенденция: уже не в первый раз за последний год я слышу такие соображения от клиентов: "мне нравится как напечатано у меня принтере" (вариант: как на моем мониторе). Или, наоборот: "мы же выбрали цвета, почему на принтере получается по-другому?". В худшем варианте (бывает уж совсем редко, но бывает) может случиться так, что, пройдя все этапы согласований и не высказывая требований по цветовой коррекции/отказываясь от цветопробы и проч., заказчик оказывается недовольным печатным оттиском. Разбор полетов дает ошеломляющий и прогнозированный результат: экономия средств на цветопробу, времени на сравнение пантонного веера базируется на твердой уверенности, что распечатка, сделанная на лазерном принтере (или "струйнике") и есть то, что получится на печати.
Я бы может и не обращал внимания на такие моменты (ибо, как специалисту в полиграфической технологии мне кажется полным абсурдом сама идея проверки цвета на офисном принтере), но разговоры о цветокорректировке под "принтер заказчика" в последнее время, как грибы после дождя, появляются то тут, то там. Возможно, наступает время включать в договор отдельный пункт о непризнании принтера как эталона цвета дизайнерского макета?
Метки: Дизайн-студия, брэнд-бук, клиенты, технология полиграфии
ноября 15, 2008 22:16
Приведу еще варианты – нам не нравится цвет распечатки на цифровой печати. «Скажите, а на офсетной печати будет выглядеть так же?» Мои пояснения, что цифровая печать не передает очень и очень многих цветовых моментов, что она вообще-то не является цветопробой, и что даже цветопроба не дает 100% гарантии попадания в цвет в ряде случаев – все это словно крик вопиющего в пустыне.
Другой вариант – заказчик пытается ориентироваться на цвет на фотографии. Например это очень показательно для мебельщиков – после фотосессии нам приносят фотографии мебели и считают что фотография – идеал цвета. При этом предложение о цветокоррекции и предложение ее оплатить воспринимается ими как развод на деньги….
Интересно, что другие дизайн студии делают в такой ситуации?
ноября 17, 2008 21:15
В своё время печатал фотографии на струйнике (просто пытался возместить затраты на мелочь, да и время было такое). Попался клиент, который 1,5 часа возмущался, что цвет фотографий на экране и на бумаге – разный. К тому же и световосприятие у него хромало сильно. Я предполагаю, что » цветокорректировкА под “принтер заказчика”» – это желание минимизировать заказчиком расходы на изготовление рекламной продукции в полиграфических компаниях. Т,Е, хотят печатать на своих принтерах. (типа) – кризис заставляет.
ноября 18, 2008 14:13
Нет – это другая ситуация (тираж как раз печатается в типографии). Если где они и хотят сэкономить, то – на цветопробе. Вопрос в том, что люди начинают питать себя мифом, что их мониторы/принтеры способны каким-то образом давать точную картинку. Дело ли тут в рекламе устройств, или в чем ином, но подмена понятий происходит конкретная.