Хорошее ТЗ – основа для хорошего дизайна?
Техническое задание/ТЗ/Бриф - такими "разнокалиберными" терминами в различных дизайн-студиях и рекламных агентствах называется краткое (или подробное) описание предстоящей дизайнерской работы, которое клиент предоставляет исполнителю. У нас в студии закреплен термин "ТЗ", хотя, возможно, он и не совсем точно определяет суть (все-таки "технический" не совсем ладно сочетается с креативным). Впрочем, от перемены мест слагаемых - как известно - сумма не меняется. Школьная истина. Интересно другое - как влияет ТЗ на конечный продукт, который выпускает дизайн-студия?
Когда я задумался над этим вопросом, то пришел к выводу, что существуют брифы от клиентов, которые могут отрицательно повлиять на работу дизайнера.
Действительно ли это так? Попытаюсь объяснить на примерах.
Детализированное, подробное ТЗ, выполненное в виде "прессинга".
Тут возникает вопрос, а почему тогда клиент сам не делает то, что он хочет получить в результате, если каждый шаг, каждая идея прописана до точки? Шутка, конечно, но чересчур подробное решение загоняет дизайнера в рамки, где его профессиональным качествам нет возможности для приложения. А ведь дизайнер отличается от клиента не только владением пакетом программ, но и способностью эстетизировать, гармонизировать и эффективно представлять идею проекта с помощью визуальных средств, элементов, пространства, цветовой гаммы и так далее.Абсолютно расплывчатое ТЗ.
Такое тоже встречается. Из области - "сделайте мне что-нибудь такое этакое". И когда дизайнер делает "такое этакое", клиент нередко говорит:"Ну это совсем не то, что я имел в виду".
Со временем, я напишу здесь и конкретизирую, каким бы мне виделось идеальное ТЗ от клиента. Может быть, даже по-пунктно. Но в общем это выглядит так: в ТЗ должно быть максимум технической информации (размеры документа, наличие корпоративного стиля, тексты слоганов, необходимые элементы - к примеру, различного рода графические знаки (скидка - 10%), и так далее); в ТЗ желательно некое общее видение - стилистические решения, ориентированность на аудиторию, нежелательные элементы и цветовые составляющие.
Такое ТЗ не ограничивает дизайнера в работе, но служит в то же время надежным фундаментом. Поскольку креативная мысль имеет свойство свободного полета, и некоторые, но не абсолютно жесткие, ограничения, как показывает опыт, ей не помешают.
Метки: дизайн-процесс, дизайнеры, клиенты
сентября 28, 2008 20:12
Я понимаю что такое ТЗ именно для разработчиков, а что такое ТЗ для дизайнеров – ниразу
сентября 29, 2008 08:27
Более распространенное название – бриф. Но, как я уже писал, у нас в студии как-то закрепилось «ТЗ».