Вот пришел к нам подмастерье

Пришел и ушел - недолго задержался. Сделал полторы работы и, цитируя В. Высоцкого, "сгинул, топливо истратив". Я не берусь высказывать свое суждение относительно его решения: возможно, не хватило упорства, может, посчитал, что дизайн - занятие не для него (хотя, на мой взгляд, "имели место" хорошие перспективы), или ожидания от того, что ждет его в блистающей огнями профессии дизайнера не совпали с той реальностью, которую он встретил в моей дизайн-студии. К этому, последнему предположению, я еще вернусь, но прежде - немного предыстории.

Поначалу, когда я получил емэйл с вопросом, не нужен ли студии дизайнер-подмастерье (так и было написано), я, скажу честно, обрадовался. Отнюдь не бесплатной рабочей силе (поскольку бесплатность ученика - вопрос относительный, так как на его обучение требуется потратить достаточно времени, следовательно, и денег, а результат - далеко не гарантирован). Поводом для приятной радости было то, что буквально за несколько дней до получения письма, в разговоре с менеджерами я посетовал на по-прежнему обособленный, "свой путь", каким следует кадровый рынок в России. Возможно, я излишне глобализую, говоря о стране в целом, и речь стоит вести только о московском регионе, но не суть дело: понятия "младший дизайнер", "помощник дизайнера" на рынке труда не существует. Самый, еле-еле опытный студент претендует на должность состоявшегося профессионала с соответствующими зарплатными ожиданиями. И, вдруг, такое опровержение. Я тут же пригласил автора письма к нам в офис.

И вот, спустя неделю, мы обсуждаем с менеджерами, прямо по-горьковски: "А был ли мальчик?". В начале этого поста я обещал вернуться к мысли о несовпадении ожиданий от яркого образа профессии дизайнера с той реальностью, в которой приходится работать и развиваться. Наш короткий консилиум, спонтанно собравшийся для обсуждения вопроса "Куда пропал наш подмастерье", пришел к выводу, что вероятной причиной здесь стали именно обманутые ожидания. Людям свойственно идеализировать творческие профессии, забывая, впрочем, что любая профессия в современном мире - это конвейер, с различной степенью загруженности и износа творческих единиц. В крупных компаниях конвейер работает с дикой скоростью (говорю неголословно, а на собственном, к счастью, кратком опыте), в средних и небольших дизайн-студиях и рекламных агенствах уровень износа ниже, и поле для творческой креативной деятельности шире. Но, с какой стороны не подходить, в основе профессии дизайнера лежит ежедневный, монотонный, подчас изнуряющий, труд.

Ожидать, что работа в дизайн-студии - это лишь блеск и феерия креативных идей, гомон обсуждений и аура блистательного творчества, во-первых, наивно, во-вторых, чересчур фантастично. В повседневной работе дизайн-студии есть все: и блеск, и феерия, и гомон обсуждений, и аура творчества, но они растворены в производственном процессе. Более или менее состоявшийся специалист действительно прилагает меньше усилий и меньше фокусируется на том, что называется ремесло, поскольку ремесло, по законам диалектики, с течением времени перерастает в новое качество: мастерство. Но для того, кто начинает свой путь в профессии, хочет он того или нет, придется (даже если он не признает это) окунуться в серую вязкую жижу, "болото" под названием "обучение ремеслу". И лишь те, кто изрядно "побарахтавшись" в нем, всплывает и выплывает в сторону мастерства, получает все те немногие лавры, немногие, но очень существенные, какие "дарует" профессия дизайнера.

Финал получился немного наивно-возвышенным, но ведь и вправду по-отношению к профессии дизайнера должно было немного и наивности, и идеализации?

UPDATE: Не прошло и несколько часов с момента публикации данного поста, как он перестал быть актуален. "Ученик мастера" вернулся. Впрочем, с учетом описанной выше ситуации пришлось дать еще один урок: дизайнер, работающий в дизайн-студии, должен быть на линии коммуникации с руководством.

Метки: ,

Читайте также:

Один комментарий к записи “Вот пришел к нам подмастерье

Оставьте ваше мнение


You need to enable GD extension in order to use Simple CAPTCHA.