Статья в «Креативном Директоре»

Недавно вышел номер "КД" с материалом по поводу использования услуг фрилансеров в работе дизайн-студии. Статья состоит из группы мнений, высказанных директорами нескольких дизайн-студий/рекламных агентств. Ваш покорный слуга (с) в этом деле принял участие. Текст публикации вывешен на сайте студии: ЗАШТАТНАЯ СИТУАЦИЯ.

Но было и некоторое закулисье.

Оно заключалось, собственно, в том, что объем материала должен был быть большим; но в последнее время все, как обычно, переигралось и часть материала не пошла. Поэтому я думаю вполне логичным повесить здесь полную версию того, что пришлось сочинять для журнала. Искренне полагаю, что палитра размышлений может быть интересной для читателей этого блога. Поехали!


Принято считать, что в условиях кризиса или нестабильной финансовой ситуации самый эффективный способ быстрой экономии денежных средств любой фирмы – снижение фонда оплаты труда. И, если в обычной производственной ли, промышленной ли, или просто торговой организации снижение зарплаты достигается в том числе и путем перевода сотрудников на бонусно-премиальную систему, то в творческих компаниях, к которым относятся и дизайн студии, всегда возникает соблазн передать какую-то зачастую и большую часть работы на фрилансеров, находящихся за пределами штата.

Лежащие на поверхности преимущества работы с фрилансерами:

  • фрилансеров можно нанимать тогда, когда это будет необходимо. В условиях, когда рекламных заказов становится меньше, а те, которые остаются, как сейчас модно говорить - оптимизируются, а попросту снижают бюджеты и на , и на производство, действительно можно сэкономить значительные денежные средства. Нет сотрудников – нет постоянной зарплаты, нет налогов - очевидная схема снижения затрат.
  • отсутствие большого штата снижает и все сопутствующие офисные траты: покупка мощных компьютеров и мебели, расходы на аренду офисных помещений под каждого дизайнера или рекламного специалиста, расходы на интернет, телефонию, канцтовары и многие другие товары, в принципе необходимые для плодотворной работы студии. Зачем вообще обновлять парк компьютеров и сопутствующих инструментов для работы, если все ваши дизайнеры теперь работают дома?
  • если в штате нет творческих работников (а чаще всего на фрилансе сидят именно они – копирайтеры, дизайнеры, иллюстраторы), то параллельно (по крайней мере многим так кажется) можно сократить и другие должности – менеджера или его помошника, которые непосредственно общаются с – нет , нет и менеджеров. Можно смело сократить, или так же перевести на фриланс системного администратора – меньше компьютеров в обслуживании, меньше работы. Список должностей, которые поддаются «оптимизации» можно продолжить – все зависит от структуры и размеров дизайн студии.
  • еще одна причина, по которой соблазн работы с фрилансерами достаточно высок – возможность выбирать. Это действительно интересный, и в какой-то мере значимый фактор – выбор конкретного исполнителя под конкретную работу исходя из его портфолио и стилистики работ. Как известно, в принципе любой сложившийся дизайнер или художник, копирайтер или другой творческий специалист имеет свой стиль работы. Выбирая фрилансера под конкретный заказ мы заранее предполагаем, что в принципе он он умеет делать. Портфолио работ – как некая выставка достижений, и как на всякой презентации здесь сразу можно увидеть все возможности того или иного специалиста.
  • пользуясь услугами фрилансеров, чаще всего мы получаем и реальную экономию денежных средств – многие специалисты при отсутствии заказов готовы работать за копейки. Во многом это связано и с тем, что сам творец не всегда в состоянии продать свою работу задорого. Все-таки продажа и творчество находятся по разные стороны одного и того же процесса.

Классический портрет фрилансера – человек, работающий дома тогда, когда ему этого хочется и столько, сколько ему захочется. Фрилансер может сам выбирать себе работу и сам контролировать весь процесс ее выполнения – свобода, это то, к чему стремятся многие из нас, а творческие люди, пожалуй, в большей степени. Но это поверхностный взгляд на такой образ деятельности. На самом деле фрилансер (особенно если у него нет собственного менеджера по продажам и постоянного круга ) – человек зависимый. При отсутствии стабильных заказов, а значит, и заработков, он вынужден браться за любую работу, выполняя ее в любые сроки. Нужен пример? Знакомая дизайнер-фрилансер, на 9-м месяце беременности непосредственно перед родами встречалась с заказчиком для обсуждения очередного рекламного проекта. Через два дня она благополучно родила, а через несколько дней после родов – уже сдавала готовый дизайн. Дедлайн не выбирает удобное для фрилансера время – или ты соглашаешься выполнить работу в нужный срок или работа отдается другому. Болен ты, здоров ли, есть у тебя вдохновение или нет – работу придется сдавать заказчику.

Поскольку изначально дизайн студия «Aedus Design» сформировалась из фриласерского проекта, все нюансы такой формы работы знакомы не понаслышке. И уже в самом начале работы в области дизайна студия, работая де юре как фриланс проект, позиционировала себя де факто как дизайн студия. Именно поэтому, зная все оборотные стороны работы фрилансеров, в дизайн студии проводилась последовательная политика – все нужные творческие и технические работники должны работать в штате компании. И для такой позиции есть соответствующие обоснования.

Отличий между фрилансерами и наемными штатными сотрудниками много. Но основное, пожалуй, заключается в том, что штатный дизайнер работает у вас в офисе тогда, когда это нужно вам, а не тогда, когда это удобно фрилансеру. И именно это является одной из основных причин, почему дизайн студия предпочитает не работать с «вольными художниками». Ориентация на внештатников, по крайней мере в России, делает проблематичным само планирование процесса производства рекламы, а так же не позволяет стабильно контролировать проект. Год назад в нашей компании был случай – студия была очень загружена заказами, но старому срочно потребовалось разверстать серию рекламных материалов. Несложная, но объемная работа требовала значительного времени на выполнение. Свободных дизайнеров на тот момент не было. Чтобы не отказывать постоянному , пришлось обратиться к фрилансерам. Вначале долгие поиски толкового специалиста, потом работа с одним из них. В результате – нанятый дизайнер работу выполнить в срок не успел, но вместо того, чтобы все-таки закончить ее хотя бы с опозданием, уехал на отдыхать на дачу. Дизайнерам студии пришлось работать в выходные и дорабатывать проект за фрилансера, в том числе и с технической точки зрения – выполненная работа не удовлетворяла жестким требованиям к полиграфическим материалам, принятым в студии.

Мое сравнение может кому-то показаться грубым и неприемлемым, но организация структуры дизайн студии по большому счету мало чем отличается от организации любой производственной компании. Дизайн студия – это завод по производству креативного продукта, в котором все подчиняется плану. Как и на любом заводе всегда есть конкретные сроки сдачи проекта, есть конкретный бюджет, а значит должны быть и специалисты, которые выполняют заказы. Отсутствие в производственной цепочке ключевого сотрудника и попытка заменить его фрилансером – может вызвать дополнительные проблемы. Да, штатный сотрудник тоже может заболеть, да у него может быть плохое настроение и не быть сегодня желания производить , но как правило, все эти «несчастья» у наемных работников происходят с меньшей регулярностью, чем у фрилансера. Более того, фрилансеров, которые могут себя контролировать сами, - немного. У дизайнера же, работающего в офисе, всегда есть шанс получить не только контроль, но и поддержку со стороны тех, кто работает рядом.

Любая профессиональная дизайн студия, прежде всего, отличается осознанным подходам к двум составляющим грамотно выполненного рекламного проекта. Первое, и, пожалуй, основное, - это творческая планка, которой должны соответствовать специалисты компании. Для одной студии она ниже, для другой выше, но главное, чтобы она была в принципе. Необходимо прилагать массу усилий, чтобы большая часть работ была выполнена интересно, креативно, оригинально и со знанием дела. Портфолио дизайн студии или агентства – это то, что нарабатывается годами и то, что определяет лицо рекламной компании. Портфолио во многом и формирует пул , как постоянных, так и разовых. И именно наличие штатных творческих специалистов, их тщательный отбор и обучение позволяют стабильно выдавать нужный результат. Не секрет, что в последние годы на рынке труда сформировалась тенденция отсутствия грамотных, интересных в творческом плане специалистов. Для того, чтобы получить к себе в штат нужного работника, приходилось все-время мониторить рынок труда. К примеру наша дизайн студия нередко брала к себе перспективного, но неопытного дизайнера и дообучала его на месте. В результате вне зависимости от того, какие специалисты приходят, а какие уходят, работы дизайн студии всегда выполняются в одном творческом ключе – студия имеет свое лицо, свой шарм и свой стиль. Сможет ли студия сохранить свой имидж, если все основные проекты в ней выполнены фрилансерами? И даже если вы нашли себе подходящих «вольных стрелков» и работаете с ними постоянно, то где гарантия того, что фрилансер, с которым вы работали вчера, будет выполнять ваши заказы и завтра? Во что ваше портфолио превратится через год, если все сделано не вашими сотрудниками?

Но кроме творческой составляющей проекта, есть еще и техническая – качество выпускаемой продукции должно быть на таком же высоком уровне, как и ее часть. Это касается как полиграфии (тираж ушел в печать и брак уже не исправить), так и веб направлений – создания корпоративных сайтов. Вы точно уверены, что можно доверить, к примеру, верстку многополосного каталога внештатному верстальщику, который в случае брака не несет абсолютно никакой ответственности за свою работу? Например в нашей дизайн студии была специально разработана специальная техническая инструкция для всех новых дизайнеров, устраивающихся к нам на работу – квалификация работников, увы, не всегда соответствовала заявленной. Но если обучение штатных дизайнеров имеет смысл, то стоит ли обучать фрилансеров? Да и возможно ли это в принципе? И даже если штатных дизайнеров перевести на фриланс, можно ли быть уверенными, что по окончании кризиса он снова пойдет работать к вам?

Для того, чтобы на волне спада не увольнять специалистов, в нашей дизайн студии было принято решение – расширить круг услуг, которые мы предоставляем . Сотрудники компании осваивают новые программы, учатся делать то, от чего мы раньше отказывались сразу – к примеру мы освоили Flash технологии. И за последние три месяца в портфолио студии уже появились выполненные флеш проекты. К слову сказать, в принципе компания постоянно учится делать что-то новое, постоянно внедряет новые технологии и наработки. Это позволяет не отставать от прогресса, и в принципе просто держит в тонусе.

Что интересно, большой проблемой может оказаться на первый взгляд такая малозначимая вещь, как создание архива работ. Все работы дизайн студии архивируются по времени создания таким образом, чтобы в любой момент постоянный мог повторить работу снова, внеся какие-либо правки. Но если мы работаем с freelance исполнителями, это становится достаточно проблематичным – получить все нужные исходники от них не всегда возможно. В такой ситуации оказался недавно наш – он заказывал некоторые дизайнерские услуги у фрилансера (к слову эту часть работы мы выполнить просто не могли) и после того, как между ним и исполнителем произошел конфликт, весь архив работ остался у фрилансера. За время сотрудничества у нашего клиента даже не возникало вопроса, а что будет в случае разрыва отношений?

На данный момент дизайн студия «Aedus Design» отдает на фриланс только некоторые работы, которые носят разовый характер и проходят в комплексе с целым проектом. К примеру, в штате студии нет фотографа. Но если наши заказчики хотят выполнить комплексную работу по созданию каталога с фотосъемкой, мы обращаемся к нашим партнерам – фотостудии, с которой сотрудничаем достаточно давно. Однако, поскольку наша дизайн студия располагает собственным фото оборудованием для съемки и, более того, большим опытом в данной области, фотостудия делает для нас только то, что мы не можем сами – например, съемку интерьеров, заводов. А вот съемку предметов для товарных каталогов мы, чаще всего, проводим сами. Позиция студии в этом вопросе достаточно проста и логична все, что мы можем сделать сами – мы делаем сами. Все, чему мы можем научиться – мы учимся, особенно в том случае, когда запросы на новую для нас услугу начинают переходить из категории разовых заказов в категорию постоянных. Если же мы не можем выполнить какой-то заказ своими силами и подходящих партнеров у нас нет, мы стараемся такой проект в работу не брать, какой бы сильный соблазн заработать нас не одолевал.

Проблема сотрудничества с фрилансерами проявляется еще и в том, что наличие даже постоянных партнеров не гарантирует качества выполнения заказов, и студия вынуждена отвлекать наших сотрудников на контроль над этой работой. Самые банальный пример – та же фотосъемка. Менеджер дизайн студии, ведущий заказ, в обязательном порядке присутствует на фотосессии – как показала практика, фотостудия без должного контроля может выполнить ее не так, как это нужно нам. Но, поскольку от основного бюджета фотосессии нашей студии достается немного, иногда мы беремся за эту работу, только в случае, если с фотосъемкой мы получаем весь комплексный заказ.

Поиск и отбор фрилансеров вообще, контроль за выполнением их работы, проверка качества выполненной работы, доработка проектов – все это временные затраты наших сотрудников. И в этой связи возникает прямой вопрос – а стоит ли овчинка того, что за нее просят? Ведь по большому счету, основная причина, по которой дизайн студии, а так же и сами заказчики работают с фрилансерами – это финансовая. И, если для прямого заказчика разовая работа со «свободным» дизайнером может принести (если повезет) существенную экономию бюджета на рекламу, то для профессиональной дизайн студии ориентация, а значит и зависимость от фрилансеров может сыграть злую шутку. Экономия на зарплате и прочих расходах сегодня могут обернуться потерей целого бизнеса завтра. Как мне кажется, на аутсорсинг можно отдавать только разовые проекты или редкие работы, к примеру услуги юристов, системного администратора или настройщика серверов (если для вас это разовая потребность). В крайнем случае фрилансер может выполнить часть большого проекта (копирайтер напишет текст для заказчика), а вы получаете все остальное.

Я ни в коей мере не призываю отказаться от фриланса вообще. Вполне допускаю, что если изначально выстраивать работу дизайн студии на основе сотрудничества только с freelance дизайнерами, то можно получить соответствующую отдачу. Вполне возможно, что нам просто не везло с внештатными работниками и наше нежелание с ними работать основано просто на личном опыте. Для себя лично мы допускаем работу с фриланс исполнителями в том случае, когда в работу поступает заказ не совсем (или частично) не соответствующий нашей специфике. Но это наша позиция. Вполне возможно, что у кого-то такая модель с нештатными сотрудниками работает лучше и эффективнее. И на самом деле, если ориентация на фрилансеров приносит вам прибыль, значит такая модель вполне жизнеспособна.

Метки: , , ,

Читайте также:

Оставьте ваше мнение


You need to enable GD extension in order to use Simple CAPTCHA.