Лицо студии
Различных "историй из жизни", если можно так выразиться, за время работы дизайн-студии накапливается предостаточно. Особенно, конечно, это касается взаимоотношений с клиентами. К примеру, недавно менеджер рассказал, что в ходе переговоров один из клиентов задал вопрос, работают ли у нас в студии те дизайнеры, чьи работы представлены в портфолио?
При поверхностном взгляде кажется, что вопрос уместен для пятничного юмора. Но, если копнуть глубже, ничего смешного здесь нет. Ни с точки зрения клиента, ни с моей точки зрения как владельца дизайн-студии. Поэтому, несмотря на большой соблазн отписаться в пятницу, перенес этот пост на понедельник.
Предлагаю рассмотреть этот момент внимательно, тем более, что день недели - тяжелый и этот факт стимулирует к серьезным размышлениям. Итак, что же пугает клиента?
Начну, пожалуй, с "развенчания мифов". Во-первых, уход дизайнера из дизайн-студии - это нормальное явление. Чаще всего компании используют систему поощрений и создание комфортных условий труда, чтобы у специалиста, в ком дизайн-студия (рекламное агентство или любая креативная компания) заинтересована, не возникало желания набирать в строке браузера адреса сайтов вакансий; однако, никакой механизм, кроме откровенного рабства, не гарантирует того, что креативный специалист останется работать в одном месте до самой пенсии. Другое дело, что при нормальном корпоративном климате ротация сотрудников - явление не частое. Но и в обратном случае (при сильной текучке кадров) взаимосвязь между работами в портфолио студии и увольнением сотрудников не может быть прослежена ни с логической, ни с иной точки зрения.
Что же тогда может настораживать клиента, поскольку работая с неавторской дизайн-студией/агентством или рекламной компанией, ему должно быть совершенно безразлично, кто поименно будет заниматься созданием дизайна? Точно также, абсолютно не имеет значения частота обновления кадров в компании, и, собственно, кто работает на текущими задачами: штатные сотрудники, наемные исполнители ("в простонародье именуемые" фрилансерами) или заказ вообще отдается на аутсорсинг.
Для справки:
АУТСОРСИНГ — (англ. outsourcing) — передача традиционных неключевых функций организации (таких, например, как бухгалтерский учет или рекламная деятельность для машиностроительной компании) внешним исполнителям — аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса, например, изготовления отливки или составления баланса, и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации. Разновидность кооперирования.
Поскольку до того, как я организовал собственное дело, мне довелось поработать и в типографии, и в нескольких рекламных агентствах, о механизмах кооперации осведомлен не понаслышке. Схемы бывают разные, но суть одна: заказ, который дизайнерская компания не в состоянии выполнить (причем, отнюдь не по причине отсутствия квалифицированных кадров, нередко основной фактор - время и загрузка специалистов), передается на условиях невключения в портфолио тем, кто в обычной практике выступает конкурентом. Либо частным специалистам, которые или работают на дому (по схеме сдельной оплаты), или приглашаются в офис на почасовую оплату. Чтобы не углубляться в технические детали, скажу, что использование частичного аутсорсинга имеет как плюсы, так и минусы. В моей дизайн-студии это не применяется; насколько широко в других - не могу сказать, поскольку не занимался подобными исследованиями.
Во-вторых, наиболее образное сравнение, которое может быть применено к понятию "портфолио" - это, пожалуй, "избранное собрание сочинений". Портфолио дизайн-студии создается годами; при всем огромном желании - ускорения здесь быть не может. Да и, говоря честно, большее сомнение будет вызывать портфолио дизайн-студии или рекламного агентства, срок давности работ которого варьируется в течение года, нежели тот пакет, где динамика развития креативной компании прослеживается в течение периода нескольких лет.
Как мне кажется, те аргументы, которые лежат на поверхности, не имеют прямого отношения к тем мотивациям, почему клиент может проявлять озабоченность кадровым составом дизайн-студии и частотой ротации творческих специалистов. Истинная причина лежит в потенциальном недоверии -- способна ли дизайн-студия обеспечить тот уровень исполнения работ, который заявлен в портфолио. И оно, недоверие, действительно имеет право на существование. В своей практике я уже неоднократно сталкивался с тем, что работы из портфолио моей дизайн-студии "чудесным" образом оказываются в списке выполненных работ других дизайн-студий. Наблюдал и другое, когда мои новые клиенты разрывали отношения с предыдущими исполнителями ввиду того, что представленные дизайн-макеты мягко говоря не соответствовали уровню заявленных в портфолио работ.
На самом деле мне совершенно непонятна политика компаний, которые представляются клиенту с тем качеством работ, которое представляется заведомо невыполнимым. Финансовая мотивация - серьезный аргумент, но существует и оборотная сторона модели: а что делать после аванса заказчика? Оставлю этот вопрос на усмотрение тех, кто рискует своей репутацией, вызываясь выполнить работу, которая на практике неосуществима.
Возвращаясь к вопросу клиента. Я бы ответил так: "Не важно, работают эти люди у меня сейчас или нет. Но тот уровень дизайнерских работ, который представлен в портфолио, - это лицо студии, и эта планка поддерживается постоянно." Впрочем, я не лезу в технологии общения моих менеджеров с клиентами. Зная точно, что они найдут, что сказать на самые каверзные вопросы заказчиков.
Метки: Дизайн-студия, клиенты, портфолио, размышления